menu

Квалификационные требования к учителю предмета «Информатика и ИКТ»

Настоящие требования дают представления о том, какими знаниями и умениями должен обладать учитель предмета «Информатика и ИКТ», чтобы уровень преподавания предмета обеспечивал получения учащимися знаний в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по предмету «Информатика и ИКТ» в Донецкой Народной Республики.

Государственные образовательные стандарты среднего образования предъявляет качественно новые требования к предмету «Информатика и ИКТ». Изменилось место предмета «Информатика и ИКТ» в системе школьных дисциплин. Предмет «Информатика и ИКТ» сегодня – это центр и средство реализации изучения всех школьных программ.

Предмет «Информатика и ИКТ» дает возможность ученику применить компьютер в учебно-познавательной деятельности, формирует основы алгоритмического и логического мышления, вводит ребенка в мир современных информационных технологий, дает ему возможность стать полноправным членом мирового информационного общества.

С расширением сферы применения ЭВМ, появлением новых телекоммуникационных технологий, позволяющих получить доступ к мировым информационным ресурсам, техническим оснащением школ существенно изменилось содержание курса школьной Информатики и ИКТ в ее пользовательском и мировоззренческом аспектах.

Поэтому учитель предмета «Информатика и ИКТ» играет ключевую роль, через него происходит внедрение и освоение вычислительной техники в школе. Он должен обеспечивать:

1) обучение школьников основам информатики и вычислительной техники;

2) проведение адаптации содержания образования по Информатике и ИКТ к непрерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам компьютерной техники;

3) обучение учителей других предметов использованию средств ВТ;

4) координацию деятельности учителей всех учебных дисциплин по информатизации образовательного процесса;

5) функционирование системы автоматизации управления учебно-воспитательной и производственной систем в школе;

6) информационную связь школ с другими образовательными учреждениями, банками и базами данных.

Характеристика квалификационных требований

Учитель предмета «Информатика и ИКТ» должен обязательно иметь высшее образование физико-математического или соответствующего технического профиля, иметь необходимые знания для решения задач, поставленных Государственным образовательным стандартом, владеть педагогическими методами и приемами, методикой преподавания предмета и дидактическим материалом.

В квалификационным требованиям к профессиональной подготовке учителя предмета «Информатика и ИКТ» выделяются три аспекта:

• нормативно-организационный;

• методический;

• специальных знаний.

В разрезе нормативно-организационного аспекта квалификационных требований учитель должен:

• знать и соблюдать государственный образовательный стандарт по предмету «Информатика и ИКТ» для средней школы;

• обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

• организовать профессиональную деятельность учащихся по выбору, соответствующую требованиям к профильным курсам по предмету «Информатика и ИКТ»;

• содействовать информатизации образовательного процесса в школе при наличии для этого материально-технической базы;

• систематически повышать свою профессиональную квалификацию изучение новейшей литературы по предмету, периодическая переподготовка в ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», участие в семинарах, конференциях, выставках и конкурсах;

• постоянно анализировать процесс обучения предмету «Информатика и ИКТ» с использованием современной компьютерной техники и новых информационных технологий;

• знать функциональное назначение, принципы и особенности организации школьного кабинета информатики и ИКТ, оборудованного современной компьютерной техникой и телекоммуникационной сетью/локальная, глобальная, Интернет;

• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса с использованием современной компьютерной техники.

В разрезе методического аспекта квалификационных требований учитель должен:

• знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач;

• использовать в работе психолого-педагогическую и научно-методическую литературу;

• владеть методикой преподавания предмета «Информатика и ИКТ» и воспитательной работы в школе;

• уметь делать сравнительную характеристику учебно-методических комплексов/учебная программа, учебники, методические рекомендации, методические пособия и программное обеспечение по курсу информатики;

• использовать дидактические возможности компьютера как средства обучения;

• знать теорию обучения и принципы разработки обучающих программ;

• модернизовать содержание образования, формы и методы обучения в условиях информатизации образования;

• знать основы проектирования педагогических технологий, основанных на информационных технологиях в образовании и развитии;

• знать психолого-педагогические аспекты проектирования обучающих программ;

• использовать механизмы познавательной деятельности в обучении применением компьютерной техники, взаимодействие видов познавательной деятельности;

• исследовать эффективность педагогической технологий, основанных на информационной технологии в образовании и развитии;

• применять уровневую дифференциацию обучения для повышения качества преподавания с учетом специфических особенностей предмета «Информатика и ИКТ»;

• развивать у учащихся самостоятельность, формировать устойчивый познавательной интерес, всемерно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися.

В разрезе аспекта специальных знаний квалификационных требований учитель должен:

1. В области теоретической информатики:

• знать основы общей теории информации, методы ее измерения, математические информационные модели, математическую логику, понятие информационных системы искусственного интеллекта, элементы теории разработки информационных систем и технологий;

• знать элементную базу, принципы построения и этапы развития ЭВМ;

• знать теорию алгоритмов.

2. В области технических программных средств информатизации:

• знать аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ;

• управлять ПЭВМ на профессиональном уровне, уметь установить необходимое программное обеспечение;

• знать операционные системы и среды, системы и языки программирования, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, вычислительные и информационные среды и работать в них профессиональном уровне;

• работать в текстовых, графических, музыкальных редакторах, системах управления базами данных и электронных таблицах;

• работать в сетях ЭВМ, со средствами связи и в компьютерных телекоммуникационных системах;

• уметь работать со специальным оборудованием для профильных курсов;

3. В области информационных технологий:

• уметь программировать, проектировать, моделировать на профессиональном уровне;

• использовать программы диагностики и управления аппаратного и программного обеспечения;

• использовать различные информационные носители и накопители информации;

• уметь пользоваться средствами защиты информации;

• использовать разнородные информационные ресурсы;

4. В области социальной информатики:

• знать информационную структуру общества, закономерности и проблемы становления информационного общества, проблемы информационной безопасности;

• представлять проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения; воспитывать информационную культуру учащихся.

Уровень изложенных требований соответствует высшей категории для учителя предмета «Информатика и ИКТ». Достижение этого уровня осуществляется через освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые в настоящее время можно получить в системе переподготовки.

Прохождение многоэтапной переподготовки по достижению уровня соответствия квалификационным требованиям позволит получить сертифицированного специалиста по предмету «Информатика и ИКТ».

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» ждет Вас на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, выставках и конкурсах!