Урок 10. Практическая работа № 3. Создание базы данных
Создание базы данных (§ 7)
Практическая работа 1.4. "Создание базы данных «Приемная комиссия»"
Создание базы данных
![]() |
![]() |
![]() |
База данных создается средствами СУБД. Создание происходит в два этапа.
1) Построение структуры таблиц и установка связей.
2) Ввод данных в таблицы.
На первом этапе в каждой таблице определяются имена полей, их типы и форматы. Совсем не обязательно все таблицы БД должны быть построены одновременно. В нашем примере на начальном этапе работы приемной комиссии могут быть созданы таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Структуры этих таблиц представлены в табл. 1.3 и 1.4.
Затем средствами СУБД устанавливаются связи между таблицами через общее поле КОД ФКТ.
После этого таблицы можно заполнять данными. Современные СУБД предоставляют пользователю удобные средства ввода. Данные можно вводить непосредственно в строки таблиц, отражаемых на экране, или через диалоговые окна — формы (рис. 1.12). В процессе ввода данных СУБД осуществляет автоматический контроль соответствия вводимых данных объявленным типам и форматам полей.
В таблице 1.5 приведены первые три записи таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ, а в табл. 1.6 — шесть записей таблицы СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
На этапе приема документов в базу данных будут добавлены таблицы АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ. Их структуры представлены в табл. 1.7 и 1.8.
После установки связей таблицы будут заполняться данными. Первые двенадцать записей в этих таблицах приведены в табл. 1.9 и 1.10.
Когда начнутся приемные экзамены, понадобится таблица ОЦЕНКИ. Опишем ее структуру в табл. 1.11.
Тип «байтовый» является разновидностью типа «целый». Он применяется для целых положительных чисел в диапазоне от О до 255 и занимает в памяти 1 байт. Поскольку оценки принимают значения от 2 до 5, этот тип оказывается наиболее «экономным».
А вот какой вид (после установки связи с таблицей АБИТУРИЕНТЫ и ввода данных) примет таблица с результатами сдачи экзаменов перечисленными выше двенадцатью абитуриентами — табл. 1.12 (здесь 0 — неявка на экзамен).
И наконец, осталось создать таблицу ИТОГИ для занесения в нее результатов зачисления абитуриентов в университет. Структура ее описана в табл. 1.13.
Содержание таблицы приведено в табл. 1.14.
Логические значения поля ЗАЧИСЛЕНИЕ первоначально отмечаются пустыми квадратиками, обозначающими ЛОЖЬ («нет») (значение по умолчанию логического поля — ЛОЖЬ). После объявления итогов для принятых абитуриентов это значение будет заменено на значение ИСТИНА («да») — будет выставлена галочка. Осталось подключить эту таблицу к схеме через поле РЕГ_НОМ.
Вопросы и задания
1. Что нужно иметь для того, чтобы начать процесс создания базы данных?
2. Какую информацию нужно указать СУБД для создания таблиц БД?
3. Каким способом можно вводить данные в таблицы?
4. Как СУБД помогает пользователю производить безошибочный ввод данных?
Практическая работа № 1.4. Создание базы данных «Приемная комиссия»
Цель работы: освоение приемов работы с LibreOffcie Base в процессе создания спроектированной базы данных.
Используемые программные средства: LibreOffice Base.
Задание
1. Открыть файл для новой базы данных:
=> выполнить команду Файл —> Создать —> Базу данных;
=> выбрать радиокнопку Создать новую базу данных;
=> в файловом окне указать путь и имя файла: «Приемная комиссия».
2. Создать таблицу «Факультеты»:
=> в режиме Таблица выполнить команду Создать таблицу в режиме дизайна;
=> для всех полей таблицы «Факультеты» указать имена, типы и свойства (размер, формат):
Факультеты
3. Назначить главный ключ таблицы:
=> указатель установить на ключевое поле КОД_ФКТ;
=> щелкнуть на появившейся зеленой стрелке слева от названия поля правой кнопкой мыши (вызвать контекстное меню);
=> выбрать команду Первичный ключ.
4. Сохранить таблицу под именем Факультеты.
5. Создать таблицу «Специальности» следующей структуры:
Специальности
6. Назначить главным ключом таблицы поле КОД_СПЕЦ.
7. Сохранить таблицу под именем Специальности.
8. Связать таблицы «Факультеты» и «Специальности» через общее поле КОД ФКТ:
=> выполнить команду Сервис -> Связи;
=> откроется окно Добавить таблицы; выделить название таблицы «Факультеты»; выполнить команду Добавить;
=> Выделить название таблицы «Специальности»;
=> выполнить команду Добавить -> Закрыть. В результате на поле окна Схема данных появляются образы двух таблиц.
Установить связь:
=> при нажатой левой кнопке мыши перетащить ключевое поле КОД_ФКТ из таблицы «Факультеты» на это же поле в таблицу «Специальности»;
=> щелкнуть правой кнопкой мыши на соединительной стрелке между таблицами;
=> в открывшемся окне Связи установить радиокнопки Обновить каскадно и Удалить каскадно. Тип связи «один-ко-многим» будет выбран автоматически.
9. Ввести данные в таблицу «Факультеты»:
=> в окне LibreOffice Base дважды щелкнуть по названию таблицы «Факультеты» — на экране появится бланк таблицы, содержащий заголовки и пустую строку;
=> ввести три строки (данные трех факультетов):
Факультеты
10. Аналогично заполнить таблицу «Специальности». Ввести 6 строк — данные о шести специальностях:
Специальности