menu

Урок 10. Практическая работа № 3. Создание базы данных

 

Создание базы данных (§ 7)
Практическая работа 1.4. "Создание базы данных «Приемная комиссия»"

 

Создание базы данных


 

 

 

 

База данных создается средствами СУБД. Создание происходит в два этапа.

1) Построение структуры таблиц и установка связей. 
2) Ввод данных в таблицы.

На первом этапе в каждой таблице определяются имена полей, их типы и форматы. Совсем не обязательно все таблицы БД должны быть построены одновременно. В нашем примере на начальном этапе работы приемной комиссии могут быть созданы таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Структуры этих таблиц представлены в табл. 1.3 и 1.4.

image

Затем средствами СУБД устанавливаются связи между таблицами через общее поле КОД ФКТ.

После этого таблицы можно заполнять данными. Современные СУБД предоставляют пользователю удобные средства ввода. Данные можно вводить непосредственно в строки таблиц, отражаемых на экране, или через диалоговые окна — формы (рис. 1.12). В процессе ввода данных СУБД осуществляет автоматический контроль соответствия вводимых данных объявленным типам и форматам полей.

В таблице 1.5 приведены первые три записи таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ, а в табл. 1.6 — шесть записей таблицы СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

image

На этапе приема документов в базу данных будут добавлены таблицы АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ. Их структуры представлены в табл. 1.7 и 1.8.

image

После установки связей таблицы будут заполняться данными. Первые двенадцать записей в этих таблицах приведены в табл. 1.9 и 1.10.

image

image

Когда начнутся приемные экзамены, понадобится таблица ОЦЕНКИ. Опишем ее структуру в табл. 1.11.

image

Тип «байтовый» является разновидностью типа «целый». Он применяется для целых положительных чисел в диапазоне от О до 255 и занимает в памяти 1 байт. Поскольку оценки принимают значения от 2 до 5, этот тип оказывается наиболее «экономным».

А вот какой вид (после установки связи с таблицей АБИТУРИЕНТЫ и ввода данных) примет таблица с результатами сдачи экзаменов перечисленными выше двенадцатью абитуриентами — табл. 1.12 (здесь 0 — неявка на экзамен).

image

И наконец, осталось создать таблицу ИТОГИ для занесения в нее результатов зачисления абитуриентов в университет. Структура ее описана в табл. 1.13.

image

Содержание таблицы приведено в табл. 1.14.

image

Логические значения поля ЗАЧИСЛЕНИЕ первоначально отмечаются пустыми квадратиками, обозначающими ЛОЖЬ («нет») (значение по умолчанию логического поля — ЛОЖЬ). После объявления итогов для принятых абитуриентов это значение будет заменено на значение ИСТИНА («да») — будет выставлена галочка. Осталось подключить эту таблицу к схеме через поле РЕГ_НОМ. 

image 
 

Вопросы и задания

1. Что нужно иметь для того, чтобы начать процесс создания базы данных?

2. Какую информацию нужно указать СУБД для создания таблиц БД?

3. Каким способом можно вводить данные в таблицы?

4. Как СУБД помогает пользователю производить безошибочный ввод данных? 

Практическая работа № 1.4. Создание базы данных «Приемная комиссия»

Цель работы: освоение приемов работы с LibreOffcie Base в процессе создания спроектированной базы данных. 

Используемые программные средства: LibreOffice Base. 

Задание

1. Открыть файл для новой базы данных:

=> выполнить команду Файл —> Создать —> Базу данных;

=> выбрать радиокнопку Создать новую базу данных;

=> в файловом окне указать путь и имя файла: «Приемная комиссия».

2. Создать таблицу «Факультеты»:

=> в режиме Таблица выполнить команду Создать таблицу в режиме дизайна;

=> для всех полей таблицы «Факультеты» указать имена, типы и свойства (размер, формат): 

Факультеты 

image

3. Назначить главный ключ таблицы:

=> указатель установить на ключевое поле КОД_ФКТ;

=> щелкнуть на появившейся зеленой стрелке слева от названия поля правой кнопкой мыши (вызвать контекстное меню);

=> выбрать команду Первичный ключ.

4. Сохранить таблицу под именем Факультеты.

5. Создать таблицу «Специальности» следующей структуры: 

Специальности

image

6. Назначить главным ключом таблицы поле КОД_СПЕЦ.

7. Сохранить таблицу под именем Специальности.

8. Связать таблицы «Факультеты» и «Специальности» через общее поле КОД ФКТ:

=> выполнить команду Сервис -> Связи;

=> откроется окно Добавить таблицы; выделить название таблицы «Факультеты»; выполнить команду Добавить;

=> Выделить название таблицы «Специальности»;

=> выполнить команду Добавить -> Закрыть. В результате на поле окна Схема данных появляются образы двух таблиц.

Установить связь:

=> при нажатой левой кнопке мыши перетащить ключевое поле КОД_ФКТ из таблицы «Факультеты» на это же поле в таблицу «Специальности»;

=> щелкнуть правой кнопкой мыши на соединительной стрелке между таблицами;

=> в открывшемся окне Связи установить радиокнопки Обновить каскадно и Удалить каскадно. Тип связи «один-ко-многим» будет выбран автоматически.

image

9. Ввести данные в таблицу «Факультеты»:

=> в окне LibreOffice Base дважды щелкнуть по названию таблицы «Факультеты» — на экране появится бланк таблицы, содержащий заголовки и пустую строку;

=> ввести три строки (данные трех факультетов):

Факультеты

image

10. Аналогично заполнить таблицу «Специальности». Ввести 6 строк — данные о шести специальностях:

Специальности

image