menu

Урок 14. Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Определение понятия

Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нём не должно быть лишних слов, но не должно быть и недосказанностей.

Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. Так, в математике это понятия «точка» и «множество», в информатике — «информация».

Очень часто определение строится через ближайший род и видовое отличие: 

image

 

Например, в определении «Пользователь — это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи», понятие «пользователь» — видовое, понятие «человек» — родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения задачи» — видовое отличие. 

Вопросы и задания

1. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

2. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.

3. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

4. Вспомните, в каких ситуациях вы сталкивались с анализом на уроках русского языка, математики.

5. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. 

image

 

6. Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам. 
          а) Без языка живет, не ест и не пьёт, а говорит и поёт. 
          б) На что ни взглянет этот глаз — всё на картинке передаст. 
          в) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. 
          г) Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя. Что это? 
          д) Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?

7. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

8. Найдите закономерности и продолжите последовательности: 
          а) а, б, в, г, ... ; 
          б) а, в, д, ё, ... ; 
          в) 1, 4, 9, 16, 
          г) 112, 113, 114, 212, 213, 214, ... 
          д) о, д, т, ч, п, ... .

9. Сравните между собой приведённые последовательности и найдите среди них такие, которые образованы с помощью одного и того же общего для них свойства. Что это за свойство? 
          а) 2, 4, 6, 8, 10, ... ; 
          б) 2, 4, 8, 16, 32, ... ; 
          в) 1, 2, 3, 4, 5, ... ; 
          г) 2, 5, 8, И, 14, ... .

10. Ученик собирался на вечер, когда погас свет в комнате, где в ящике шкафа лежали его коричневые и синие носки. Какое наименьшее число носков он должен взять из ящика, чтобы обеспечить себя парой одного цвета?

11. Каким способом чаще всего определяются понятия? Приведите определения двух-трёх понятий построенных через ближайший род и видовое отличие. 

Компьютерный практикум 
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» 
(задания 2 - 4)

image image

Задание 2. Исследование оптической иллюзии

1. Запустите доступный вам графический редактор.

2. Установите серый цвет в качестве основного и изобразите два одинаковых прямоугольника; один из них оставьте белым, а второй залейте чёрным цветом: 

image

3. На основе полученной заготовки соберите фигуру: 

image

4. Вам не кажется, что «кирпичи» в этой «стене» немного расплющены? Попытайтесь поэкспериментировать с цветами контуров и заполнений прямоугольников. Убедитесь, что ил-люзия искривления возникает только тогда, когда контуры прямоугольников, образующие линии между «кирпичами», светлее тёмных «кирпичей» и темнее светлых «кирпичей». Подберите такие цвета, чтобы искривление исчезло.

5. Сохраните результат работы в личной папке под именем Иллюзия

image image

Задание 3. Фигуры из квадратов

Из трёх одинаковых квадратов путём соединения их край в край можно получить две разные фигуры: 

image

Фигуры будем считать разными, если одну нельзя получить из другой поворотом или отражением. Поэтому, например, следующие фигуры считаются одинаковыми: 

image

Сколько разных фигур можно получить, соединяя одинаковые квадраты край в край? Проведите исследование для четырёх и  пяти квадратов. Постройте свои фигуры из трёх одинаковых квадратов. Сохраните результат работы в личной папке под именем Квадраты

image image

Задание 4. Варианты паркета

1. Средствами любого доступного вам графического редактора постройте две заготовки для паркета разных цветов: 

image

2. Сколько разных вариантов паркета можно составить из этих заготовок? Выполните рисунки.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Варианты.

4. Завершите работу с графическим редактором. 

При выполнении практической работы вы научились

- создавать сложные объекты из графических примитивов; 
- конструировать и исследовать графические объекты в среде графического редактора.

Cкачать материалы урока

 Презентация «Понятие как форма мышления»

 Презентация «Понятие как форма мышления» (Open Document Format)