Урок 16. Словесные информационные модели. Практическая работа № 7. Создаем графические и словесные модели
Презентация «Знаковые информационные модели»
Ключевые слова:
• словесное описание
• художественное описание
• научное описание
• математическая модель
Словесные описания
Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. Множество словесных описаний содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.
В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).
Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет такие разновидности как научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научные описания
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.
Рассмотрим несколько примеров словесных моделей — научных описаний, содержащихся в ваших школьных учебниках.
Пример 1. Модель римского войска
Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле. Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной. В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей. |
Пример 2. Модель одноклеточной водоросли хламидомонады
Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у неё есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества. Водоросль питается, дышит, растёт, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем её тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке. |
Художественные описания
Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п.
Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.
Пример 3.
Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счёт его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:
Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре — так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! |
Обратите внимание на важные особенности естественного языка:
* многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
* использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
* синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
* омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.
С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»). Именно поэтому наряду с естественными языками используются языки формальные, в которых одинаковые слова всегда имеют одинаковый смысл. С примером формального языка вы познакомитесь чуть позже, при записи программ для исполнителя Чертёжник.
Плакат «Модели»
Вопросы и задания
1. В каком из примеров параграфа использовано больше всего слов-профессионализмов?
2. Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.
3. Вспомните басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?
Компьютерный практикум
Ресурсы ЕК ЦОР
1. Конструктор таблиц "Виды текстов" (N 187579) |
2. Конструктор таблиц "Теоретические знания об арифметических действиях" (N 187643) |
3. Модель-инструмент «Модель равномерного движения 1» (N 180780) |
4. Модель-инструмент «Модель равномерного движения 2» (N 180445) |
Компьютерный практикум
Работа 9 «Создаём словесные модели»
Задание 1. Словесный портрет |
1. В текстовом процессоре откройте файл Портрет__заготовка.doc для или Портрет__заготовка.odt для из папки Заготовки.
2. Заполните форму словами, так чтобы получился ваш словесный портрет.
3. Сохраните файл в личной папке; при сохранении внесите изменения в имя документа — слово «заготовка» замените своей фамилией.
Задание 2. Компьютер и здоровье |
В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:
1.
а) Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?
б) Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования.)
в) К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?
г) Какие рекомендации по организации работы за компьютером вы считаете основными? (Перечислите 2-3 рекомендации.)
2. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Здоровье.
Задание 3. «Фигурные» стихи |
«Фигурные» стихи печатаются так, что их контуры некоторым образом отражают содержание. В книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» представлен один из наиболее известных примеров «фигурных» стихотворений.
1. Откройте файл История.doc для или История.odt для из папки Заготовки.
2. За счёт изменения положения абзацного отступа, начертания и размера шрифта представьте историю Мышки так, как её смоделировала в своем воображении Алиса:
3. Сохраните файл в личной папке под именем История1.
Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения |
Крылатые выражения (слова) — это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника.
1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки.
Выберите один из двенадцати находящихся там файлов:
1) Авгиевы конюшни.doc для или Авгиевы конюшни.odt для ,
2) Аннибалова клятва.doc для или Аннибалова клятва.odt для ,
3) Аркадская идиллия.doc для или Аркадская идиллия.odt для ,
4) Ахиллесова пята.doc для или Ахиллесова пята.odt для ,
5) Дамоклов меч.doc для или Дамоклов меч.odt для ,
6) Драконовы законы.doc для или Драконовы законы.odt для ,
7) Кануть в Лету.doc для или Кануть в Лету.odt для ,
8) Нить Ариадны.doc для или Нить Ариадны.odt для ,
9) Панический страх.doc для или Панический страх.odt для ,
10) Танталовы муки.doc для или Танталовы муки.odt для ,
11) Яблоко раздора.doc для или Яблоко раздора.odt для ,
12) Ящик Пандоры.doc для или Ящик Пандоры.odt для .
2. Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте её в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто — что — где — чем — зачем — как — когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc для или Цицерон.odt для , находящийся в папке Заготовки.
3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить выбранное крылатое выражение.
4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.
5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите её над текстом.
6. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.
Задание 5. Пятистрочник (сиквейн) |
1. Изучите модель сиквейна — правила написания пятистрочника, раскрывающего суть некоторого понятия:
2. Рассмотрите пример сиквейна:
3. Создайте в текстовом процессоре новый документ и в форме пятистрочника представьте там описание одного из следующих объектов: «система», «компьютер», «информация».
4. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим выбранному объекту.
Задание 6. Страничка словаря |
1. Откройте файл Слова.doc для из папки Заготовки.
2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
1) выделите все слова (Главная - Редактирование - Выделить — Выделить все);
2) откройте диалоговое окно Сортировка текста (Главная - Абзац - Сортировка);
3) установите и примените следующие значения:
3. Расположите слова в две колонки (Разметка страницы - Параметры страницы - Колонки - Две).
4. Создайте верхний индекс. Для этого:
1) выберите команду Вставка - Колонтитулы - Верхний колонтитул;
2) в поле Верхний колонтитул введите нужное слово и щёлкните на кнопке Закрыть.
5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь.
Задание 6. Страничка словаря |
1. Откройте файл Слова.odt для из папки Заготовки
2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
1) выделите все слова (команда Правка - Выделить всё);
2) откройте диалоговое окно Сортировка (команда Сервис - Сортировать);
3) в группе Порядок сортировки установите значения по образцу и примените их:
3. Расположите слова в два столбца. Для этого:
1) откройте диалоговое окно Столбцы (команда Формат - Столбцы);
2) установите значения параметров по образцу и примените их:
4. Создайте справа верхний индекс. Для этого:
1) выберите команду Вставка - Верхний колонтитул - Обычный;
2) в поле верхнего колонтитула введите нужное слово, примените выравнивание по правому краю и щёлкните вне зоны колонтитула.
5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь.
При выполнении практической работы вы научились
- упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
- разбивать текст на колонки;
- добавлять в документ колонтитул;
- создавать и оформлять различные словесные.
Презентация «Знаковые информационные модели»
Презентация «Знаковые информационные модели» (Open Document Format)
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- Конструктор таблиц "Виды текстов" (N 187579)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8cdcdbb5-95e5-4664-85eb-5b33460f7fa6/ResFile.SWF - Конструктор таблиц "Теоретические знания об арифметических действиях" (N 187643)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c9ef6d90-436c-43b1-a710-f35f25da342b/?interface=catalog - Модель-инструмент «Модель равномерного движения 1» (N 180780)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5486147-c567-40fd-9f6d-5239aec32a97/%5BA79_07-TT%5D_%5BIL_00%5D.swf - Модель-инструмент «Модель равномерного движения 2» (N 180445)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49d17500-ae35-46ac-8965-a75920ffe2e5/%5BA79_07-TT%5D_%5BIL_01%5D.swf