menu

Урок 18. Табличные информационные модели. Практическая работа № 9. Создаем табличные модели

Презентация «Табличные информационные модели»

 

Ключевые слова: 
• таблица типа «объекты-свойства» 
• таблица типа «объекты-объекты-один» 
• вычислительная таблица 
• взаимно однозначное соответствие
 

Правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.

Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц
          1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 
          2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений. 
          3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.

4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения: 
          ? — данные неизвестны; 
          х — данные невозможны; 
          image — данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо: 
          1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов; 
          2) уточнить структуру таблицы; 
          3) заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.

Например:

          Столица Франции — Париж.

          Глубина озера — З м.

          Имя девочки — Маша.

Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.

Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.

Например:

Расстояние от Москвы до Чебоксар — 600 км.

У Вовы по истории оценка «четыре». 

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32). 

image

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1 

image

 

В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки. 

Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов. 

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33. 

image

 

В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2 

image

 

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5). 

image

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3 

В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО. 

image

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7). 

image

Пример 4 

По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет — 0. 

image

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами). 

Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.  

Пример 5 

image

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».

В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце«Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла. 

Пример 6 

Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? 

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будетколичество (в литрах) напитка, запасённого человечком. 

image

Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итогового столбца.

Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). 
Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу). 
Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений. 

Вопросы и задания

1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

2. Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе.

4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались в повседневной жизни.

5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

6. Информация каких видов размещается в столбцах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

7. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?

8. Приведите пример таблицы типа ОС.

9. Приведите пример таблицы типа ООО.

10. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

11. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (столбца)? 

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

Таблица "Правописание безударных окончаний прилагательных" (N 139231)
 

 

Компьютерный практикум

Работа 11 «Создаём табличные модели»
 

image image

Задание 1. Великаны

1. Создайте таблицу размером 4x4. Для всей таблицы установите размер шрифта 11 пт. Внесите в таблицу следующую информацию о самых высоких людях: 

image

2. Отцентрируйте строки таблицы, выделите полужирным шрифтом первую строку заголовка.

3. Измените таблицу, добавив в неё дополнительные строки. 

image

Для этого: 

  image

1) вызовите контекстное меню, щёлкнув правой кнопкой мыши в любой ячейке строки, выше или ниже которой нужно добавить строку;

2) выберите в контекстном меню команду Вставить, а затем — Вставить строки сверху или Вставить строки снизу.

 

  image

1) выделите строку, выше или ниже которой должна быть добавлена новая строка;

2) отдайте команду Таблица - Вставить - Строки (перед или после).

 

 

4. Измените таблицу, добавив в неё столбец: 

image

5. Выполните сортировку в таблице по убыванию значений в графе «Возраст»: 

image

Для этого: 

  image

1) установите курсор в произвольную ячейку таблицы;

2) с помощью кнопки Сортировка (Главная - Абзац - Сортировка) вызовите диалоговое окно Сортировка;

3) установите нужные параметры сортировки: 

image

  image

1) выделите всю таблицу кроме первой строки;

2) в меню Сервис выберите команду Сортировать;

3) установите нужные параметры сортировки: 

image

 

 

6. Удалите из таблицы строку «Якоб Лол л» (говорят, его рост был преувеличен).

Для этого: 
     1) выделите строку, которую нужно удалить; 
     2) щёлкните правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню (Таблица) команду Удалить строки.

7. Удалите столбец «Возраст».

8. Отсортируйте информацию в таблице по возрастанию значений в графе «Рост»: 

image

9. Отформатируйте таблицу по образцу: 

image

  image

Используйте стиль таблицы Современная таблица (Работа с таблицами - Конструктор - Стили таблиц - Современная таблица).


 

  image

Используйте инструмент Цвет фона на панели инструментов Таблица.

 


 

10. Сохраните документ в личной папке под именем Великаны1
 

image image

Задание 2. Золотое кольцо России

1. Создайте таблицу, имеющую вид: 

image

2. Занесите в таблицу информацию о 3-4 древних русских городах. Используйте информацию, содержащейся в § 11 вашего учебника информатики (Урок 17 и 18).

3. Измените ориентацию страницы на альбомную. 

Для этого: 

 

  image

1) откройте вкладку Разметка страницы;

2) в группе Параметры страницы щёлкните на кнопке Ориентация;

3) выберите вариант Альбомная.


 

  image

1) поменяйте ориентацию страницы на альбомную (Формат — Страница — Альбомная).

4. Измените таблицу, добавив в неё правее столбца «Основатель» столбец «Герб».

5. Вставьте в соответствующие ячейки таблицы изображения гербов городов Золотого кольца из папки Герб, вложенной в папку Заготовки
          - Владимир.bmp для image
          - Гусь-Хрустальный.bmp для image
          - Кострома.bmp для image
          - Переславль-Залесский.bmp для image
          - Ростов Великий.bmp для image
          - Суздаль.bmp для image
          - Ярославль.bmp для image;

6. Измените таблицу, добавив в неё правее столбца «Достопримечательность» столбец «Расстояние от Москвы».

7. Сохраните таблицу в личной папке под именем Кольцо. 
 

image image

Задание 3. Природа России

1. Выполните красочную надпись: 

image

2. Создайте таблицу по образцу. 

image

Для этого: 

          1) создайте таблицу размером 10 х 3; 
          2) объедините ячейки 2-6 первого столбца (выделите эти ячейки, вызовите контекстное меню (меню Таблица) и отдайте команду Объединить ячейки); 
          3) объедините ячейки 7-9 первого столбца.

3. Заполните таблицу на основании информации, содержащейся в файле Природа России.doc для image или Природа России.odt для image из папки Заготовки.

4. Сохраните таблицу в личной папке под именем Млекопитающие2
 

image image

Задание 4. Прогноз успеваемости

1. Создайте таблицу следующей структуры: 

image

2. Внесите в первый столбец названия всех предметов, изучаемых в 6 классе.

3. Внесите в таблицу уже имеющиеся свои четвертные оценки.

4. Подумайте, успеваемость по каким предметам вы можете улучшить. Внесите в таблицу свои предполагаемые оценки за следующие четверти и за год.

5. Сохраните таблицу в личной папке под именем Прогноз
 

image image

Задание 5. Климат

1. Создайте таблицу размером 9x5.

2. Преобразуйте таблицу к следующему виду:  

image

3. Занесите в таблицу следующую информацию, представленную в текстовой форме (информация приведена за 2004 г.): 

В Марий-Эл количество осадков в июле составило 79 мм. В Пермской области средняя температура в июле была +18 град. В Красноярском крае средняя температура в январе была -18 град. В Московской области количество осадков в январе составило 45 мм. В Оренбургской области средняя температура в январе была -11 град. В Удмуртии количество осадков в июле составило 61 мм. В Марий-Эл количество осадков в январе составило 26 мм. В Оренбургской области средняя температура в июле была +21 град. В Красноярском крае количество осадков в июле составило 55 мм. В Оренбургской области количество осадков в январе составило 35 мм. В Пермской области количество осадков в январе составило 52 мм. В Марий-Эл средняя температура в январе была -10 град. В Оренбургской области количество осадков в июле составило 89 мм. В Московской области средняя температура в июле была +20 град. В Удмуртии средняя температура в январе была -13 град. В Красноярском крае количество осадков в январе составило 36 мм. В Удмуртии средняя температура в июле была +19 град. В Московской области количество осадков в июле составило 66 мм. В Удмуртии количество осадков в январе составило 41 мм. В Пермской области количество осадков в июле составило 45 мм. Марий-Эл средняя температура в июле была + 20 град. В Красноярском крае средняя температура в июле была +17 град. В Пермской области средняя температура в январе была -14 град. В Московской области средняя температура в январе была -8 град.

4. Сохраните таблицу в личной папке под именем Климат.  

image image

Задание 6. Логическая задача

1. Продумайте структуру и создайте таблицу для решения следующей логической задачи. 

Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что: 
          1) Ваня и С — отличники; 
          2) Петя и В — троечники; 
          3) В ростом выше П; 
          4) Коля ростом ниже П; 
          5) у Саши и Пети одинаковый рост. 
          На какую букву начинается фамилия каждого мальчика? 

 

2. Зафиксируйте в таблице решение задачи.

3. Под таблицей запишите ответ к задаче.

4. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Логика
 

image image

Задание 7. Самые-самые

1. В справочниках и энциклопедиях найдите информацию для заполнения одной из следующих таблиц.

а) Крупнейшие озёра 

image

б) Самые длинные реки 

image

2. Создайте таблицу в текстовом процессоре.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Самые
 

image image

Задание 8. Творческое задание

1. Придумайте сами пример объектов, информацию о которых удобно представить в виде таблицы.

2. Создайте соответствующую таблицу.

3. Сохраните созданную таблицу в личной папке под именем Идея3

При выполнении практической работы вы научились

- добавлять строки и столбцы в таблицу; 
- удалять строки и столбцы из таблицы; 
- объединять ячейки таблицы; 
- создавать различные таблицы; 
- строить табличные модели.

Cкачать материалы урока

 Презентация «Табличные информационные модели»

 Презентация «Табличные информационные модели» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР