menu

Урок 19. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Презентация «Табличные информационные модели»

 

Ключевые слова: 
• таблица типа «объекты-свойства» 
• таблица типа «объекты-объекты-один» 
• вычислительная таблица 
• взаимно однозначное соответствие
 

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что: 
          1) в этих множествах одинаковое количество объектов; 
          2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества; 
          3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7 

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Машане знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент»«девочка» — «иностранный язык»«музыкальный инструмент» — «иностранный язык»причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34). 

image

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что: 

Маша играет на рояле
Оля играет на виолончели
Лена не играет на арфе

image

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.

Виолончелистка не говорит по-итальянски

image

 

Таким образом, увлечения Маши — рояль и английскийОли — виолончель и немецкийЛены — скрипка и французскийВали — арфа и итальянский

Вопросы и задания

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

     1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика; 
     2) во втором туре капитан выиграл у танкиста; 
     3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор; 
     4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста; 
     5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

     1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме; 
     2) парижанка не снимается в кино; 
     3) та, кто живет в Риме, — певица; 
     4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия? 

 

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

 

Таблица "Правописание безударных окончаний прилагательных" (N 139231)
 

 

Компьютерный практикум

Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

image image

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон — 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу: 

image

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника — сумма длин трёх его сторон. 

Для этого: 

          1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы; 


 

  image

          2) в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет в группе Данные щёлкните на кнопке Формула;

          3) числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула =SUM(LEFT); если эта формула верна, щёлкните на кнопке ОК;

          4) перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула — измените её, выбрав подходящую в диалоговом окне;

          5) аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.

 

  image

          2) на панели Таблица щёлкните на кнопке Сумма (image); выделите ячейки таблицы, содержащие значения длин сторон, которые требуется сложить;

          3) нажмите клавишу Enter image;

          4) аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников.

Для этого: 

          1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы; 

 

  image

          2) Для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUM(ABOVE).

  image

          2) используйте инструмент Сумма.

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба
 

image image

Задание 2. Оборудование для школы

1. По следующему тексту постройте таблицу: 
 

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

 

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование

При выполнении практической работы вы научились

- вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре; 
- строить табличные модели.

 

Cкачать материалы урока

 Презентация «Табличные информационные модели»

 Презентация «Табличные информационные модели» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР