menu

Урок 21. Наглядное представление о соотношении величин. Создаем диаграммы и графики

Презентация «Графики и диаграммы»

 

Ключевые слова: 
• график 
• диаграмма 
• круговая диаграмма 
• лепестковая диаграмма
 

Диаграммы вокруг нас

С таблицами мы сталкиваемся ежедневно и повсюду. Придя утром в школу, первое, что вы видите в фойе - расписание уроков. Это таблица. Открывая учебники математики, физики, географии, истории, биологии, химии вы везде встречаете таблицы.

Расписание движения поездов или автобусов принято представлять в виде таблицы, прайс-лист с ценам на товары и услуги - в виде таблицы, и даже ваш школьный дневник - тоже длинная таблица, разбитая намного страниц. Мы приведем здесь только очень небольшое количество таблиц, с которыми вам еще предстоит встретиться в этом учебнике.

C помощью компьютера можно строить диаграммы различных типов и видов. Но строить диаграммы с помощью компьютера непросто без знания математики. Поэтому только совместные знания из математики и информатики позволяют грамотно вести работу по построению диаграммы, а с ними вы еще не раз встретитесь и при изучении различных школьных дисциплин и в своей повседневной жизни. 

Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

imageПостройте по этим данным диаграммы разных типов. Какая диаграмма наиболее наглядно представляет эти данные. 
 

image image

Задание 1.

Постройте диаграмму, показывающую количественный состав мороженого эскимо, по следующим данным. В состав мороженого эскимо входит 63,6% сливок, 18% сахара, 3% сухого молока и 10% шоколадной глазури. 
 

image image

Задание 2.

Фирма Microsoft провела исследования по использованию домашнего компьютера

Вид работы %
Игры 8,2
Обработка текстов 24,5
Ведение финансов 15,4
Работа, выполняемая дома 26,5
Образование 8,8
Домашний бизнес 16,6


 

image image

Задание 3.

В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак - 15%; обед – 40%; ужин - 20% дневного рациона. 
 

image image

Задание 4.

Исследование настроения учащихся перед самостоятельной работой

Настроение Голос ученика
Уверенность в успехе 15
Беспокойство 7
Испуг (страх) 3
Безразличие 5

 

Используя диаграмму, ответьте на вопросы: 
          1.Сколько ребят, уверены в себе? 
          2.Сколько ребят испытывают беспокойство? 
          3.Какое преобладает настроение? 
          4. Есть ли безразличные ученики в вашем классе? 

Вопросы и задания

1. На рисунке (см. стр. 86) изображён график движения шестиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику: 
          а) время выхода из дома; 
          б) скорость на всех участках пути; 
          в) продолжительность и время остановки; 
          г) время прибытия в школу. 
          Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика? 

image

 

2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания: 
          а) подъём работоспособности начинается в 8 ч; 
          б) работоспособность падает с 10 до 15 ч; 
          в) вечером работоспособность выше, чем утром; 
          г) наибольшая работоспособность с 8 до 12 часов утра; 
          д) работоспособность резко падает в 21 ч; 
          е) в 19 часов работоспособность низкая; 
          ж) наивысшая работоспособность в 17 часов; 
          з) днём самая низкая работоспособность в 15 ч; 
          и) в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч до 20 ч; 
          к) начинать уроки надо в 7 утра; 
          л) выполнять домашнее задание лучше всего с 16 ч до 18 ч. 

image

 

3. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 6 класса. 

image

 

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников (см. задание 3)? Как его можно улучшить с учётом изменения работоспособности школьников (см. график из задания 3)? Предложите свой вариант.

4. Травма — это повреждение организма человека в результате воздействия некоторого фактора внешней среды. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни. 

Структура детского травматизма, 2002 г.

 

image

 

5. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений». 

image

 

Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы? 6. Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы? 


 

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

1. Анимация "Построение графика x(t)" (N 186653)
2. Интерактивное задание «Комнатная муха» (N 181253)
 

 

3. Интерактивное задание «Ласточка» (N 181096)
4. Интерактивное задание «Высота полёта птиц» (N 181858)
 

 

5. Интерактивное задание «Пчёлы» (N 181879)
6. Интерактивное задание Суслик (N 181498)
 

 

 

Компьютерный практикум

Работа 13 «Создаём информационные модели — диаграммы и графики»
Задание 5

 

image image

Задание 5. Творческое задание

 

1. Придумайте сами пример данных, которые можно визуализировать с помощью диаграмм.

2. Проведите необходимые построения в среде текстового процессора.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Идея4.

Cкачать материалы урока

 Презентация «Графики и диаграммы»

 Презентация «Графики и диаграммы» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР