Урок 21. Наглядное представление о соотношении величин. Создаем диаграммы и графики
Презентация «Графики и диаграммы»
Ключевые слова:
• график
• диаграмма
• круговая диаграмма
• лепестковая диаграмма
Диаграммы вокруг нас
С таблицами мы сталкиваемся ежедневно и повсюду. Придя утром в школу, первое, что вы видите в фойе - расписание уроков. Это таблица. Открывая учебники математики, физики, географии, истории, биологии, химии вы везде встречаете таблицы.
Расписание движения поездов или автобусов принято представлять в виде таблицы, прайс-лист с ценам на товары и услуги - в виде таблицы, и даже ваш школьный дневник - тоже длинная таблица, разбитая намного страниц. Мы приведем здесь только очень небольшое количество таблиц, с которыми вам еще предстоит встретиться в этом учебнике.
C помощью компьютера можно строить диаграммы различных типов и видов. Но строить диаграммы с помощью компьютера непросто без знания математики. Поэтому только совместные знания из математики и информатики позволяют грамотно вести работу по построению диаграммы, а с ними вы еще не раз встретитесь и при изучении различных школьных дисциплин и в своей повседневной жизни.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Постройте по этим данным диаграммы разных типов. Какая диаграмма наиболее наглядно представляет эти данные.
Задание 1. |
Постройте диаграмму, показывающую количественный состав мороженого эскимо, по следующим данным. В состав мороженого эскимо входит 63,6% сливок, 18% сахара, 3% сухого молока и 10% шоколадной глазури.
Задание 2. |
Фирма Microsoft провела исследования по использованию домашнего компьютера
Вид работы | % |
Игры | 8,2 |
Обработка текстов | 24,5 |
Ведение финансов | 15,4 |
Работа, выполняемая дома | 26,5 |
Образование | 8,8 |
Домашний бизнес | 16,6 |
Задание 3. |
В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак - 15%; обед – 40%; ужин - 20% дневного рациона.
Задание 4. |
Исследование настроения учащихся перед самостоятельной работой
Настроение | Голос ученика |
Уверенность в успехе | 15 |
Беспокойство | 7 |
Испуг (страх) | 3 |
Безразличие | 5 |
Используя диаграмму, ответьте на вопросы:
1.Сколько ребят, уверены в себе?
2.Сколько ребят испытывают беспокойство?
3.Какое преобладает настроение?
4. Есть ли безразличные ученики в вашем классе?
Вопросы и задания
1. На рисунке (см. стр. 86) изображён график движения шестиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:
а) время выхода из дома;
б) скорость на всех участках пути;
в) продолжительность и время остановки;
г) время прибытия в школу.
Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?
2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:
а) подъём работоспособности начинается в 8 ч;
б) работоспособность падает с 10 до 15 ч;
в) вечером работоспособность выше, чем утром;
г) наибольшая работоспособность с 8 до 12 часов утра;
д) работоспособность резко падает в 21 ч;
е) в 19 часов работоспособность низкая;
ж) наивысшая работоспособность в 17 часов;
з) днём самая низкая работоспособность в 15 ч;
и) в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч до 20 ч;
к) начинать уроки надо в 7 утра;
л) выполнять домашнее задание лучше всего с 16 ч до 18 ч.
3. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 6 класса.
Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников (см. задание 3)? Как его можно улучшить с учётом изменения работоспособности школьников (см. график из задания 3)? Предложите свой вариант.
4. Травма — это повреждение организма человека в результате воздействия некоторого фактора внешней среды. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.
Структура детского травматизма, 2002 г.
5. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений».
Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы? 6. Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы?
Компьютерный практикум
Ресурсы ЕК ЦОР
1. Анимация "Построение графика x(t)" (N 186653) |
2. Интерактивное задание «Комнатная муха» (N 181253) |
3. Интерактивное задание «Ласточка» (N 181096) |
4. Интерактивное задание «Высота полёта птиц» (N 181858) |
5. Интерактивное задание «Пчёлы» (N 181879) |
6. Интерактивное задание Суслик (N 181498) |
Компьютерный практикум
Работа 13 «Создаём информационные модели — диаграммы и графики»
Задание 5
Задание 5. Творческое задание |
1. Придумайте сами пример данных, которые можно визуализировать с помощью диаграмм.
2. Проведите необходимые построения в среде текстового процессора.
3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Идея4.
Презентация «Графики и диаграммы»
Презентация «Графики и диаграммы» (Open Document Format)
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- Анимация "Построение графика x(t)" (N 186653)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c29e9bfe-bb4f-47f6-9bfe-8f940c8df291/7_64.swf - Интерактивное задание «Заполни таблицу по диаграмме» (N 192256)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8f1f639b-c4e7-4507-be83-4a8357812ba1/?interface=catalog - Умеешь ли ты читать линейную диаграмму? (N 192487)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/? - Интерактивное задание «Ласточка» (N 181096)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f312ad9-499a-4654-b9c4-7465138c58ef/krug_diagramma_2.swf - Интерактивное задание «Высота полёта птиц» (N 181858)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7768bd0-2512-4d2e-bf44-cacc22aeac3c/stolb_diagrama_2.swf - Интерактивное задание «Пчёлы» (N 181879)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc593f42-7b12-45b1-8d3f-901484d4825e/krug_diagramma_4.swf - Интерактивное задание «Суслик (N 181498)»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3182e456-12e6-4fa8-b10f-04ff081d5b9c/krug_diagramma_5.swf