Урок 28. Преобразование информации путём рассуждений
Преобразование информации путем рассуждений
Ключевые слова:
• типы обработки информации
• систематизация
• поиск
• преобразование формы представления информации
• преобразование информации по заданным правилам
• план действий
• анимация
Решение задач, т. е. преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений.
Вначале вы анализируете имеющуюся информацию — выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Затем, рассуждая, вы взвешиваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу.
Задача 2. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.
Решение
Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов:
Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, — на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.
Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Из условия задачи следует, что сосуд с молоком находится, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке — молоко, в кувшине — квас. Задача решена.
Презентация «Задача о напитках», содержащаяся в электронном приложении к учебнику, позволит вам получить более наглядное представление о решении этой задачи.
В некоторых информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные (входные и выходные данные известны).
Задача 3. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации, Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре:
а б; мама нбнб; весна гётоб.
Отгадайте, какое правило задумал Петя.
Решение
Анализ первой пары «а б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.
В результате решения этой задачи мы установили правило преобразования входной информации в выходную.
Электронное приложение к уроку
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Вернуться к материалам урока | Ресурсы ЕК ЦОР |
Обработка информации (Open Document Format)
Задача о напитках (Open Document Format)
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- виртуальная лаборатория «Черные ящики»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5b36e42-1fe9-45b0-b251-1cf7dfaaabca/?interface=catalog - виртуальная лаборатория «Переправы»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4cb2d891-6d24-4909-934b-28d173f21a5a/?interface=catalog - интерактивное задание «Задачи о переправах»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8aa61863-134c-44f6-83a1-140bc229d987/?interface=catalog - виртуальная лаборатория «Переливания»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c833beed-911d-49f7-a85a-cd9ebc7840af/?interface=catalog - интерактивное задание «Задачи на переливание»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb763f24-71fc-408f-8556-4905e6ce0180/?interface=catalog - интерактивное задание «Ханойские башни»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ee202dd8-eb20-4dcf-b919-3ea1f7919daa/?interface=catalog
Задания: