menu

Урок 4. Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации

Информационные процессы

 

 

 

 

Хранение информации

1.2.4. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры — сохранить изображение.

Хранение информации всегда связано с её носителем — материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

imageСохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересного о носителях информации, использовавшихся в далёком прошлом, вы можете узнать из статьи «Бумага и прочие писчие материалы» (50519) энциклопедии «Кругосвет», размещённой на сайте http://sc.edu.ru/.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации — магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.

Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет. 

1.2.5. Передача информации

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.

Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 1.2):

1) информация от источника поступает в кодирующее устройство; 
2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи; 
3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации — каналу связи; 
4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Рис. 1.2. Схема передачи информации

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение). 

1.2.6. Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:

• цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем; 
• пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма; 
• многие дикие животные пахучими Метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята; 
• трели соловья служат для привлечения самки; 
• домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых; 
• животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

Информационные процессы характерны и для технических устройств. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Программно управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией — программой их работы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.

На сайте http://sc.edu.ru/ размещены анимационные ролики «Информация в живой природе» (134839) и «Информация в технике» (134950). Знакомство с ними поможет вам расширить свои представления о разнообразии информационных процессов. 

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию — значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — приёмник информации. 

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Приведите примеры информационной деятельности человека. Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.

3. Подберите примеры ситуаций (из повседневной Жизни, художественной литературы, кино), в которых информация:

а) собирается; 
б) копируется; 
в) обрабатывается; 
г) передаётся; 
д) упрощается; 
е) принимается; 
ж) создаётся;
з) разрушается;
и) запоминается;
к) делится на части;
л) измеряется;
м) ищется.

4. Что, с информационной точки зрения, является целью:

а) работы с каталогом библиотеки;

б) работы со словарём;

в) учёбы в школе?

5. Какова для вас ценность результатов измерений, выполненных автоматической космической станцией?

6. Какую входную информацию следует обработать, чтобы:

а) вычислить площадь прямоугольника;

б) принять решение о покупке новой модели мобильного телефона;

в) сделать на уроке сообщение об основных информационных процессах в биологических и технических системах?

7. Приведите примеры ситуаций, в которых осуществляется обработка информации, ведущая к:

а) получению новой информации;

б) изменению формы представления существующей информации.

8. Боря, Витя, Гриша и Егор встретились на Всероссийской олимпиаде по информатике. Ребята приехали из разных городов: Москвы, Омска, Санкт-Петербурга и Кирова. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Кирова и ни один из этих двух мальчиков никогда не был ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Гриша играл в одной команде с мальчиком из Москвы, а вечерами к ним заходил приятель из Кирова. Егор и мальчик из Москвы увлекались игрой в шахматы. Кто из ребят откуда приехал?

9. Приведите примеры известных вам носителей информации.

10. Какую функцию выполняет оглавление в учебнике, система указателей в словаре, каталог в библиотеке?

11. Вы отправляете товарищу SMS-сообщение с домашним заданием по математике. Рассмотрите эту ситуацию с информационной точки зрения, указав источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации. 
 

Электронное приложение к учебнику

 Презентация «Информационные процессы»

 Презентация «Информационные процессы» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

imageПрезентация «Информационные процессы» 

Презентация на сайте "Электронное приложение к учебнику"
 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

image1) анимация «Хранение информации. Память» (N 135156);

http://sc.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f-4c2c-8ae2-2155adee914c/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image2) анимация «Информация и ее носитель» (N 134874);

http://sc.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image3) анимация «Документы» (N 134981);

http://sc.edu.ru/catalog/res/4988fcaa-5067-44a9-bf95-61faf0e2905a/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image4) анимация «История средств хранения информации» (N 125863);

http://sc.edu.ru/catalog/res/88de9ada-a007-4be7-8092-b4bc020f7537/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image5) анимация «Потеря информации» (N 135081);

http://sc.edu.ru/catalog/res/c224521b-3d0c-406b-936f-f6841509bc3a/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image6) анимация «Источник и приемник информации» (N 135155);

http://sc.edu.ru/catalog/res/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image7) анимация «Помехи при передаче информации» (N 134850);

http://sc.edu.ru/catalog/res/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image8) анимация «Информация в человеческом обществе – новостная информация» (N 134836);

http://sc.edu.ru/catalog/res/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image9) анимация «Информация в человеческом обществе» (N 135083);

http://sc.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image10) анимация «Информация в технике» (N 134950);

http://sc.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image11) анимация «Информация в живой природе» (N 134839);

http://sc.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image12) анимация «Информация в неживой природе» (N 135142);

http://sc.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

image13) тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8» (N 134927).

http://sc.edu.ru/catalog/res/40e5b556-ea63-4b27-9bc1-6aaba724c9a2/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

Практическая часть урока

imageВыполнение тестов по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8» (N 134927).