menu

Урок 6. Передача информации

Ключевые слова:

• источник информации 
• приёмник информации 
• информационный канал 
• электронная почта

Схема передачи информации

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой (рис. 14)

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию, — источник информации, и тот, кто её получает, — приёмник информации.

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевизор, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационным каналом можно считать письмо или записку.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.

При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону. Бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией. Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды. В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры.

В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи). А вот если вы (приёмник) готовите сообщение, например, по истории, то желательно иметь как можно больше источников информации (энциклопедии, мемуары, карты, фотографии, телепередачи).

Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.

В живой природе постоянно происходит приём и передача информации: лесные и луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже передают информацию, а растения и животные воспринимают её и используют как управляющие сигналы в своей жизни. Так, свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда — сбрасывать листву, готовясь к зиме.

Как передавали информацию в прошлом и о научных открытиях в этой области вы можете узнать из материалов электронного приложения к учебнику.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.

Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой: источник информации  информационный канал  приёмник информации.

Телефон, телеграф, телевидение, Интернет — современные информационные каналы. 

Вопросы и задания

1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Кто в вашем примере является источником информации, а кто — приёмником?

2. Приведите пример источника информации и расскажите о нём.

3. Чем отличается источник информации от приёмника?

4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.

5. Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына — царевича Гвидона: 

... Шлёт с письмом она гонца, 
Чтоб порадовать отца. 
А ткачиха с поварихой, 
С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, 
Перенять гонца велят; 
Сами шлют гонца другого ... 


Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

6. Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А. С. Пушкина:

1) царевич Елисей, искавший свою невесту; 
2) злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации; 
3) царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах; 
4) царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках; 
5) царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?

7. Определите источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:

1) школьник читает текст в учебнике; 
2) бабушка читает письмо; 
3) мальчик просыпается от звонка будильника; 
4) разговаривают подруги Таня и Лена; 
5) учитель объясняет новый материал классу; 
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов; 
7) человек читает объявление в газете; 
8) завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков; 
9) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется; 
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице; 
11) мальчик получил пригласительный билет на ёлку. 

Электронное приложение к уроку

 Передача информации

 Передача информации (Open Document Format)

 Средства передачи информации

 Средства передачи информации (Open Document Format)

 Передача информации

 Как передавали информацию в прошлом

 Научные открытия и средства передачи информации

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

liniya 

   
  Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЕК ЦОР  

 

liniya 
 

Cкачать материалы урока

Задания: 

  • Задание-минутка (№6). Открыть
  • Передача информации (ИЗ классификация). Открыть
  • Всемирные изобретения для передачи информации (ИЗ хронологическая линейка) Открыть
  • Передача информации (ИЗ кроссворд) Открыть
  • Древние способы передачи информации (ТЗ). Открыть
  • Телебум (ТЗ). Открыть
  • Задачки от Инфознайки (*). Скачать