menu

Урок 7. Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа № 3. Повторяем возможности текстового процессора

Презентация «Отношения объектов и их множеств»

 

 

Ключевые слова: 
• отношение «является разновидностью» 
• схема разновидностей 
• классификация
 

Классификация компьютерных объектов

Можно предложить следующую классификацию объектов, с которыми взаимодействует пользователь при работе на компьютере (рис. 14). 

image

Вопросы и задания

1) Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»):

а) местоимение; 
б) запятая; 
в) джойстик; 
г) прямоугольник; 
д) учебник.

2) Среди множеств «книга», «бензин», «врач», «молоко», «строитель», «учебник», «жидкость», «справочник», «человек», найдите шесть пар, между которыми существует отношение «является разновидностью». 
Определите в каждой такой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы один дополнительный признак.

3) В каждом пункте перечислены объекты, сгруппированные по классам. Например: стол, компьютер, лук / корова, ручка, кастрюля / село, знамя, перо — это существительные, классифицированные по родам. Определите основания классификаций:

а) ель, сосна, кедр, пихта / берёза, осина, липа, тополь; 
б) рожь, тишь, ложь, рысь / пшеница, тишина, истина, кошка; 
в) рубашка, пиджак, платье, сарафан / пальто, шуба, плащ, штормовка; 
г) волк, медведь, лиса, лось / корова, собака, кошка, лошадь.

4) Как вы считаете, для чего нужна классификация?

5) Чем различаются естественная и искусственная классификации?

6) Приведите примеры классификаций, с которыми вы познакомились на уроках русского языка, математики, биологии и географии.

7) Предложите свою классификацию компьютерных объектов «файл» и «документ». 

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

1. Интерактивное задание «Множества – 1» (N 193323)
2. Интерактивное задание «Множества – 2» (N 193190)
 

 

3. Интерактивное задание «Множества – 3» (N 193177)
4. Интерактивное задание «Множества – К» (N 193115)
 

 

5. Таблица "Классификация числительных по значению" (N 140262)
6. Таблица "Классификация числительных по составу" (N 140195)
 

 

Практическая работа № 3. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»
 

  image

Задание 1. Правописание


1. Откройте текстовый процессор Word. 
2. Найдите и рассмотрите строку заголовка, основное меню, ленты с инструментами, рабочую область, строку состояния. Вспомните назначение уже знакомых вам кнопок на вкладке Главная и выясните назначение новых кнопок, списков и полей на этой вкладке. 
3. Откройте документ Ошибка.doc (папка Заготовки). 
Для этого: 
     1) в основном меню Файл выберите пункт Открыть
     2) в появившемся окне Открытие документа, последовательно открывая папки, выберите ту, в которой находится документ; 
     3) двойным щелчком мышью откройте нужный документ. 
4. Обратите внимание на то, что некоторые слова и предложения подчеркнуты красными и зелёными волнистыми линиями. Красная линия говорит о том, что в слове, скорее всего, допущена ошибка или же его нет в компьютерном словаре. Зелёная линия подсказывает, что в предложении неверно расставлены знаки препинания. Попытайтесь самостоятельно устранить выявленные текстовым процессором ошибки. 
5. Сохраните исправленный документ в личной папке под именем Проверка1. 
6. Повторно откройте документ Ошибка.doc. 
7. Запустите проверку документа с помощью команды Правописание (кнопка imageна вкладке Рецензирование или клавиша image). 
8. Внимательно анализируйте информацию, появляющуюся в диалоговом окне Правописание и с помощью соответствующих командных кнопок вносите изменения или пропускайте помеченные слова. 
9. Сохраните исправленный документ в личной папке под именем Проверка2 и закройте программу. 
 

  image

Задание 1. Правописание


1. Откройте текстовый редактор OpenOffice.org Writer. 
2. Найдите строку заголовка, строку меню, строку состояния. С помощью меню Вид узнайте, какие панели инструментов установлены. Уберите все лишние панели, оставив только панели Стандартная и Форматирование. Вспомните назначение уже знакомых вам и выясните назначение новых кнопок, списков и полей этих панелей.

3. Откройте документ Ошибка.odt (папка Заготовки). 
Для этого: 
     1) в меню Файл выберите пункт Открыть (или щёлкните на кнопке Открыть панели Стандартная); 
     2) в появившемся окне открытия документа, последовательно открывая папки, выберите ту, в которой находится документ; 
     3) двойным щелчком мышью откройте нужный документ. 
4. Обратите внимание на то, что некоторые слова и предложения подчёркнуты красными волнистыми линиями. Красная линия говорит о том, что в слове, скорее всего, допущена ошибка или же его нет в компьютерном словаре. Попытайтесь самостоятельно устранить выявленные текстовым редактором ошибки. 
5. Сохраните исправленный документ в личной папке под именем Проверка1. 
6. Повторно откройте документ Ошибка.odt. 
7. Запустите проверку документа с помощью команды Проверка орфографии меню Сервис или кнопки Проверка орфографии панели Стандартная. Внимательно анализируйте информацию, появляющуюся в диалоговом окне Проверка орфографии, и с помощью соответствующих командных кнопок вносите изменения или пропускайте помеченные слова. 

image



8. Сохраните исправленный документ в личной папке под именем Проверка2 и закройте программу. 
 

image image

Задание 2. Создание текстового документа


1. Откройте текстовый процессор. 
2. На горизонтальной линейке установите маркер отступа первой строки на 1 см. 
3. Установите шрифт Arial, размер шрифта 14, выравнивание по ширине. Введите следующий текст: 
 


Текст — это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, расположены в определённом порядке. Это создаёт связность текста. Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание. т.е. имеет свою тему. Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем.
 



4. Используя инструменты текстового процессора, проверьте, нет ли ошибок в набранном вами тексте. 
5. Разбейте текст на абзацы. Для этого с помощью клавиш управления курсором (клавиши со стрелками) или мыши помещайте курсор в нужное место (конец абзаца) и нажимайте клавишу Enter.image 
6. С помощью кнопки Непечатаемые символы image отобразите на экране знаки форматирования и убедитесь, что символы, отмечающие концы абзацев, стоят в нужных местах. Убедитесь, что все абзацы начинаются с красной строки. 
7. Вспомните, как выделяются отдельные слова и строки. Завершите форматирование текста по следующему образцу: 
 

 

Текст — это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность.

Предложения, входящие в текст, расположены в определённом порядке. Это создаёт связность текста.

Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённоесодержание, т.е. имеет свою тему.

Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем. 


8. Сохраните файл в личной папке под именем Текст и закройте программу. 
 

При выполнении практической работы вы научились 
-открывать, изменять и сохранять документы в текстовом процессоре; 
-выполнять проверку правописания в текстовом процессоре; 
-устанавливать абзацный отступ и разбивать текст на абзацы в текстовом процессоре; 
-выделять фрагмент текста (произвольный участок, строку, слово, абзац) и изменять начертание шрифта в текстовом процессоре. 

Электронное приложение к уроку

 Презентация «Разновидности объектов и их классификация»

 Презентация «Разновидности объектов и их классификация» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Cкачать материалы урока

Cкачать материалы урока