menu

Урок 9. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

Практическая работа № 4. Графические возможности текстового процессора

Презентация «Системы объектов»

 

Ключевые слова: 
• системный подход 
• система 
• структура 
• системный эффект 
• входы и выходы системы 
• «чёрный ящик»
 

Система и окружающая среда

Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой. 

image

Если, например, рассмотреть в качестве системы ученический коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет относиться к среде этой системы.

Воздействия среды .на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду — выходами системы. На рисунке 18 эти связи изображены стрелками.

Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему, состоящую из корня, ствола, веток и листьев. Входы этой системы — вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы — кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис. 19). 

image

 

Для большинства реальных систем список входов и выходов бесконечен. 

Система как «чёрный ящик»

 

image

Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена системе с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определённые воздействия на вход системы. В таких случаях говорят, что система рассматриваете как «чёрный ящик».

Представить некоторую систему в виде «чёрного ящика» — это значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями «чёрного ящика». В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь определённого результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит «внутри», не объясняется. 

Плакат «Системы»

image

Вопросы и задания

1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

2. Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру.

3. В чём суть системного подхода? Приведите пример.

4. В чём суть системного эффекта? Приведите пример.

5. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы?

6. В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является надсистемой?

7. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: автомобиль; компьютер; школа; армия; государство.

8. Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для него из списка подходящие входы и выходы: свет; звук; электромагнитные волны; электроэнергия; мускульная сила человека; изображение; цвет; пыль; грязь; тепло; холод; регулятор громкости; кнопка включения/выключения; стоимость.

9. Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.

10. Объясните смысл выражения «чёрный ящик». С какими «чёрными ящиками» человек сталкивается в быту? 

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

1. Анимация «Модель Солнечной системы» (N 130547)
2. Анимация «Дыхательная система» (N 142906)
 

 

4. Интерактивная лаборатория "Чёрный ящик" (вариант ученика) (N 184058)
 
 

 

 


 

Компьютерный практикум
Работа 4 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Задания 4 - 5

 

  image

Задание 4. Прямоугольники

 

1. Откройте текстовый процессор Word.

2. Перейдите на вкладку Вставка. В группе Иллюстрации щёлкните на кнопке Фигуры, предназначенной для вставки готовых фигур — прямоугольников, кругов, стрелок, линий и пр. Внизу открывшегося меню выберите пункт Создать новое полотно.

3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник
 

image


 

4. Измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе Paint, с помощью клавиши image).

5. Скопируйте квадрат в буфер обмена (вкладка Главная). Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом: 
 

image


 

6. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов, подбирайте по своему усмотрению цвет заливки (инструмент image ) и закрашивайте его.

7. Инструментом Выбор объектов image (Главная - Редактирование - Выделить - Выбор объектов) выделите все четыре квадрата 
 

image


 

8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом

9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (текстура, рисунок градиентная) второго ряда квадратов: 
 

image


 

10. Измените тип и цвет линии границы каждого из четырёх квадратов 
 

image


 

11. Четвёртый ряд квадратов преобразуйте к следующему виду: 
 

image



Для этого: 
     1) щёлкните на фигуре, которую следует повернуть; 
     2) маркер поворота (зелёный кружок со стрелкой в верхней части выбранной фигуры) перетащите в нужном направлении.
 

12. Измените положение и наложение квадратов четвертого ряда по образцу: 
 

image


 

13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. 
Для этого: 
     1) активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок; 
     2) выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать

14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз: 
 

image


 

15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты
 

  image

Задание 4. Прямоугольники

 

1. Откройте текстовый процессор OpenOffice.org Writer.

2. Рассмотрите панель Рисование. По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждого элемента этой панели. 

image


 

3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник: 
 

image

 

4. Воздействуя на маркеры, измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе KolourPaint).

5. Скопируйте квадрат в буфер обмена. Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом: 
 

image


Внимание! Копия объекта вставляется непосредственно над исходным объектом. Поэтому после операции вставки перетаскивайте полученный объект в нужное место.

6. Установите панель инструментов Линия и Заливка. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов щелчком мышью, подберите им по своему усмотрению цвета заливки. 

image

 

7. Инструментом Выделить image выделите все четыре квадрата: 

image

 

8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.

9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (невидимая, градиент, штриховка, текстура) внутренней области квадратов второго ряда: 

image

 

10. Измените стиль, толщину и цвет линии границы каждого из квадратов третьего ряда следующим образом: 

image

 

11. В группе Эффекты на панели Рисование найдите инструмент Повернуть image. С его помощью поверните два квадрата в четвёртом ряду. Воспользуйтесь инструментом Тень image для следующего преобразования квадратов четвёртого ряда: 

image

 

12. С помощью инструмента Расположить image измените расположение квадратов пятого ряда по образцу: 

image

 

13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. 

Для этого:

     1) активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок; 
     2) выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.

14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз: 

image

 

15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты
 

image image

Задание 5. Дом

 

1. В текстовом процессоре откройте файл Домик.doc для image или Домик.odt для image из папки Заготовки. На экране появится рисунок: 

image

 

2. Выделите рисунок — щёлкните левой кнопкой внутри области рисунка. В контекстном меню рисунка выполните команду Группировка - Разгруппировать. Рисунок «рассыплется» на несколько составных частей, каждая из которых будет окружена маркерами.

3. Щёлкните вне области рисунка — все маркеры исчезнут. Поочерёдно щелкните на крыше, окне и стенах домика и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растащите их в разные стороны. 

image

 

4. Из полученных частей, как из деталей конструктора, соберите большой дом. 

image


Для этого:

     1) скопируйте фрагмент «стена» в буфер обмена и разместите на экране еще 9 таких копий; 
     2) разместите в нужных местах 9 копий фрагмента «окно» и 5 копий фрагмента «крыша»; 
     3) с помощью инструментов Прямоугольник и Заливка фигуры нарисуйте закрашенный прямоугольник — дверь; 
     4) для правильной компоновки фрагментов используйте возможности их перемещения на задний план, назад, вперёд, на передний план. 
 

5. Сгруппируйте созданный объект.

6. По своему усмотрению измените размеры рисунка.

7. Сохраните результат в личной папке под именем Дом и закройте программу. 

При выполнении практической работы вы научились

- вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства; 
- создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре; 
- создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре; 
- выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их; 
- редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы; 
- копировать и размножать графические фрагменты; 
- собирать сложные объекты из простых: устанавливать порядок следования, группировать; 
- разделять сложные объекты на составные части.

Задание 6


 

image image

Задание 6. Работа с готовыми фигурами

 

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

2. Рассмотрите имеющиеся варианты готовых фигур (автофигур). Из них мы будем собирать орнамент.

3. Придумайте и соберите из готовых фигур фрагмент, который будет многократно повторяться в орнаменте. Например, такой: 

image

 

4. По своему усмотрению измените границу, заливку и другие свойства автофигур. Чтобы закрасить автофигуру, её следует выделить (щелчок левой кнопкой мыши) и указать цвет заливки.

5. Сгруппируйте созданный фрагмент.

6. В случае необходимости уменьшите фрагмент так, чтобы его можно было 3-4 раза разместить в ряд на странице.

7. Сделайте ещё одну копию фрагмента. Отразите его слева направо.

8. Копируя и вставляя исходный фрагмент и его зеркальное отражение, получите изображение, содержащее 3 ряда по 3-4 фрагмента в каждом ряду.

9. С помощью инструмента Прямоугольник изобразите большой прямоугольник (Нет заливки, Толщина контура — 6 пт), так чтобы орнамент оказался внутри него: 

image

 

10. Сохраните результат в личной папке под именем Орнамент и закройте программу. 

При выполнении практической работы вы научились

- вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства; 
- создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре; 
- создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре; 
- выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их; 
- редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы; 
- копировать и размножать графические фрагменты; 
- собирать сложные объекты из простых: устанавливать порядок следования, группировать; 
- разделять сложные объекты на составные части.

Cкачать материалы урока

Электронное приложение к уроку

 Презентация «Системы объектов»

 Презентация «Системы объектов» (Open Document Format)

 Плакат «Системы»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР