Квалификационные требования к учителю предмета «Информатика и ИКТ»
Настоящие требования дают представления о том, какими знаниями и умениями должен обладать учитель предмета «Информатика и ИКТ», чтобы уровень преподавания предмета обеспечивал получения учащимися знаний в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по предмету «Информатика и ИКТ» в Донецкой Народной Республики.
Государственные образовательные стандарты среднего образования предъявляет качественно новые требования к предмету «Информатика и ИКТ». Изменилось место предмета «Информатика и ИКТ» в системе школьных дисциплин. Предмет «Информатика и ИКТ» сегодня – это центр и средство реализации изучения всех школьных программ.
Предмет «Информатика и ИКТ» дает возможность ученику применить компьютер в учебно-познавательной деятельности, формирует основы алгоритмического и логического мышления, вводит ребенка в мир современных информационных технологий, дает ему возможность стать полноправным членом мирового информационного общества.
С расширением сферы применения ЭВМ, появлением новых телекоммуникационных технологий, позволяющих получить доступ к мировым информационным ресурсам, техническим оснащением школ существенно изменилось содержание курса школьной Информатики и ИКТ в ее пользовательском и мировоззренческом аспектах.
Поэтому учитель предмета «Информатика и ИКТ» играет ключевую роль, через него происходит внедрение и освоение вычислительной техники в школе. Он должен обеспечивать:
1) обучение школьников основам информатики и вычислительной техники;
2) проведение адаптации содержания образования по Информатике и ИКТ к непрерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам компьютерной техники;
3) обучение учителей других предметов использованию средств ВТ;
4) координацию деятельности учителей всех учебных дисциплин по информатизации образовательного процесса;
5) функционирование системы автоматизации управления учебно-воспитательной и производственной систем в школе;
6) информационную связь школ с другими образовательными учреждениями, банками и базами данных.
Характеристика квалификационных требований
Учитель предмета «Информатика и ИКТ» должен обязательно иметь высшее образование физико-математического или соответствующего технического профиля, иметь необходимые знания для решения задач, поставленных Государственным образовательным стандартом, владеть педагогическими методами и приемами, методикой преподавания предмета и дидактическим материалом.
В квалификационным требованиям к профессиональной подготовке учителя предмета «Информатика и ИКТ» выделяются три аспекта:
• нормативно-организационный;
• методический;
• специальных знаний.
В разрезе нормативно-организационного аспекта квалификационных требований учитель должен:
• знать и соблюдать государственный образовательный стандарт по предмету «Информатика и ИКТ» для средней школы;
• обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;
• организовать профессиональную деятельность учащихся по выбору, соответствующую требованиям к профильным курсам по предмету «Информатика и ИКТ»;
• содействовать информатизации образовательного процесса в школе при наличии для этого материально-технической базы;
• систематически повышать свою профессиональную квалификацию изучение новейшей литературы по предмету, периодическая переподготовка в ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», участие в семинарах, конференциях, выставках и конкурсах;
• постоянно анализировать процесс обучения предмету «Информатика и ИКТ» с использованием современной компьютерной техники и новых информационных технологий;
• знать функциональное назначение, принципы и особенности организации школьного кабинета информатики и ИКТ, оборудованного современной компьютерной техникой и телекоммуникационной сетью/локальная, глобальная, Интернет;
• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
• обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса с использованием современной компьютерной техники.
В разрезе методического аспекта квалификационных требований учитель должен:
• знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач;
• использовать в работе психолого-педагогическую и научно-методическую литературу;
• владеть методикой преподавания предмета «Информатика и ИКТ» и воспитательной работы в школе;
• уметь делать сравнительную характеристику учебно-методических комплексов/учебная программа, учебники, методические рекомендации, методические пособия и программное обеспечение по курсу информатики;
• использовать дидактические возможности компьютера как средства обучения;
• знать теорию обучения и принципы разработки обучающих программ;
• модернизовать содержание образования, формы и методы обучения в условиях информатизации образования;
• знать основы проектирования педагогических технологий, основанных на информационных технологиях в образовании и развитии;
• знать психолого-педагогические аспекты проектирования обучающих программ;
• использовать механизмы познавательной деятельности в обучении применением компьютерной техники, взаимодействие видов познавательной деятельности;
• исследовать эффективность педагогической технологий, основанных на информационной технологии в образовании и развитии;
• применять уровневую дифференциацию обучения для повышения качества преподавания с учетом специфических особенностей предмета «Информатика и ИКТ»;
• развивать у учащихся самостоятельность, формировать устойчивый познавательной интерес, всемерно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися.
В разрезе аспекта специальных знаний квалификационных требований учитель должен:
1. В области теоретической информатики:
• знать основы общей теории информации, методы ее измерения, математические информационные модели, математическую логику, понятие информационных системы искусственного интеллекта, элементы теории разработки информационных систем и технологий;
• знать элементную базу, принципы построения и этапы развития ЭВМ;
• знать теорию алгоритмов.
2. В области технических программных средств информатизации:
• знать аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ;
• управлять ПЭВМ на профессиональном уровне, уметь установить необходимое программное обеспечение;
• знать операционные системы и среды, системы и языки программирования, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, вычислительные и информационные среды и работать в них профессиональном уровне;
• работать в текстовых, графических, музыкальных редакторах, системах управления базами данных и электронных таблицах;
• работать в сетях ЭВМ, со средствами связи и в компьютерных телекоммуникационных системах;
• уметь работать со специальным оборудованием для профильных курсов;
3. В области информационных технологий:
• уметь программировать, проектировать, моделировать на профессиональном уровне;
• использовать программы диагностики и управления аппаратного и программного обеспечения;
• использовать различные информационные носители и накопители информации;
• уметь пользоваться средствами защиты информации;
• использовать разнородные информационные ресурсы;
4. В области социальной информатики:
• знать информационную структуру общества, закономерности и проблемы становления информационного общества, проблемы информационной безопасности;
• представлять проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения; воспитывать информационную культуру учащихся.
Уровень изложенных требований соответствует высшей категории для учителя предмета «Информатика и ИКТ». Достижение этого уровня осуществляется через освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые в настоящее время можно получить в системе переподготовки.
Прохождение многоэтапной переподготовки по достижению уровня соответствия квалификационным требованиям позволит получить сертифицированного специалиста по предмету «Информатика и ИКТ».
ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» ждет Вас на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, выставках и конкурсах!