menu

Урок 16. Табличный способ решения логических задач.

Практическая работа № 6. Создаём простые таблицы

Табличное решение логических задач

Ключевые слова:

• таблица 
• строка 
• столбец 
• ячейка

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.

Рассмотрим это на следующем примере.

Задача «Летние каникулы».

Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето. 
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. 
— О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. 
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

 

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Решение

Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки столбцов — их имена. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежат одному человеку, и знак «минус» в противном случае. 

Фамилия Имя
Алик Володя Миша Юра
Балашов - - -  
Петров - - + -
Лунин -   -  
Симонов     -  

То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и столбца «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и столбце «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и столбца «Алик».

Таблица приобретёт вид:

Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках столбца «Юра»). Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и столбца «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин: 

Фамилия Имя
Алик Володя Миша Юра
Балашов - - - +
Петров - - + -
Лунин - + - -
Симонов + - - -

Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.

Презентация «Табличный способ решения логических задач» размещена в электронном приложении к учебнику. 

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.

С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами. 

Вопросы и задания

1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?

2. Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.

3. Какие заголовки можно дать столбцам таблицы:

а) «Домашняя библиотека»; 
б) «Имя существительное»; 
в) «Ученики нашего класса»?

4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей? 
 

Электронное приложение к уроку

liniya 

   
  Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЕК ЦОР  

liniya 

Компьютерный практикум

Выполнить работу №9 «Создаём простые таблицы» (Табличный способ решения логических задач)

Cкачать материалы урока

 Представление информации в форме таблиц

 Представление информации в форме таблиц (Open Document Format)

 Табличный способ решения логических задач

 Табличный способ решения логических задач (Open Document Format)

Задания:

  • Задание-минутка (№15). Открыть
  • Преобразование текстовой информации в табличный вид (практическая работа в текстовом редакторе). Скачать
  • Достопримечательности города Коркино (практическая работа «Создаем простые таблицы»).Скачать
  • Такие разные таблицы (ТЗ). Открыть
  • Задачки от Инфознайки (*). Скачать

Задания:

  • Задание-минутка (№16). Открыть
  • Решение логических задач табличным способом (интерактивное приложение). Скачать
  • Интересная задача (ТЗ). Открыть
  • Задачки от Инфознайки (*). Скачать