Урок 30. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Практическая работа № 8. Оформление презентации
Компьютерные презентации
Ключевые слова:
• презентация • компьютерная презентация • слайд • шаблон презентации • дизайн презентации • макет слайда • гиперссылка • эффекты анимации
Компьютерные презентации
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
5.2.1. Что такое презентация
Презентация (от англ. presentation — представление) — это публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.
Компьютерная презентация — мультимедийный продукт, представляющий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звуковой ряд.
Слайд презентации — это многослойная структура: на выбранный фон можно наслаивать текст, изображения и другие объекты. Слои можно перемещать друг относительно друга, выбирая наиболее подходящий вариант расположения объектов. Объекты слайда можно настроить так, что при демонстрации они будут появляться в определённой последовательности и через заданные промежутки времени. Также для каждого объекта можно выбрать способ его появления на слайде — эффект анимации: возникновение, вылет, выползание и многое другое.
Смена слайдов может происходить по щелчку мышью или автоматически, через заданные промежутки времени. Она может сопровождаться разными звуками и анимационными эффектами.
На слайдах могут быть размещены не только всевозможные информационные объекты (тексты, схемы, таблицы, фотографии и т. д.), но и гиперссылки(рис. 5.3), обеспечивающие переход к информационным объектам на других слайдах презентации, в других файлах и даже в сети Интернет. Гиперссылками являются и размещаемые на слайдах управляющие кнопки, обеспечивающие навигацию (перемещение) по слайдам презентации.
Если в качестве гиперссылок выступают только текстовые объекты (слова или словосочетания), то такая технология называется гипертекстом. Если же в качестве гиперссылок кроме текстовых выступают графические и звуковые объекты, то такая технология называется гипермедиа.
Компьютерные презентации обычно используют:
• при изложении нового материала ученикам и студентам;
• в процессе выступлений с докладами на конференциях;
• для рекламы товаров на выставках;
• в бизнесе для того, чтобы ярче преподнести потенциальным клиентам и инвесторам свои идеи и т. Д.
Создание мультимедийной презентации
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
5.2.2. Создание мультимедийной презентации
Наиболее распространёнными программными средствами для создания мультимедийных презентаций являются приложения Microsoft PowerPoint и OpenOffice.org Impress (рис. 5.4).
Работа с этими приложениями не вызовет у вас особых затруднений, так как здесь применимы основные приёмы работы, освоенные вами при работе с текстовыми процессорами.
Гораздо сложнее определить цель создания презентации, отобрать и правильно разместить на слайдах материал, выступить с презентацией перед аудиторией.
Создавая презентацию, следует придерживаться следующих этапов:
1) планирование (разработка сценария) презентации;
2) создание и редактирование слайдов;
3) монтаж презентации;
4) репетиция выступления с разработанной презентацией перед аудиторией.
Планируя презентацию, прежде всего определяют её цель. Далее можно попробовать подобрать шаблон, рекомендуемый профессионалами для достижения подобной цели.
Шаблон — это специальная заготовка из нескольких слайдов, в которых предусмотрены места для ввода определённых информационных объектов. Последовательность слайдов в шаблоне выстроена так, чтобы помочь вам наиболее эффективно достичь поставленной цели. Но вполне вероятно, что вы не найдёте нужного вам шаблона или вас не устроит логика представления материала в найденном шаблоне. Поэтому чаще всего пользователи выбирают пустой шаблон.
Слайды презентации, как правило, должны быть выдержаны в едином графическом стиле, соответствующем общему замыслу презентации. Этого можно добиться, если воспользоваться одним из имеющихся дизайнов презентаций, определяющих её цветовую гамму, фоновый рисунок, параметры форматирования текстовых и некоторых других объектов. Дизайны разработаны профессиональными художниками, их применение гарантирует элегантность и привлекательность презентации.
Зная, какие именно информационные объекты будут размещены на слайде, вы можете выбрать соответствующий макет слайда, на котором уже определены места для размещения требуемых объектов.
В любом случае право редактирования слайдов, т. е. изменения содержания, формы и места расположения информационных объектов, остаётся за разработчиком. Также разработчик по своему усмотрению (но не забывая о чувстве меры!) может использовать всевозможные эффекты анимации для объектов на слайде и эффекты перехода слайдов.
Расположить слайды в нужной последовательности (выполнить монтаж презентации) проще всего в режиме сортировщика слайдов, выполняя операцииперетаскивания, вырезания, копирования в буфер, вставки из буфера, удаления слайдов приёмами, известными вам по работе в текстовом процессоре.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Презентация — это публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.
Компьютерная презентация — мультимедийный продукт, представляющий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звуковой ряд.
Наиболее распространёнными программными средствами для создания мультимедийных презентаций являются приложения Microsoft PowerPoint и OpenOffice.org Impress.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа?
2. Каково происхождение термина «презентация»?
3. Какая информация может быть размещена на слайде презентации?
4. Что общего в технологиях гипертекста и гипермедиа? Чем они различаются?
5. Что такое шаблон презентации?
6. Что такое дизайн презентации?
7. Что такое макет слайда?
8. Почему начинающим разработчикам презентаций рекомендуется пользоваться шаблонами презентаций, дизайнами презентаций и макетами слайдов?
9. Каковы основные этапы создания презентаций?
Электронное приложение к учебнику
Презентация «Компьютерные презентации»
Презентация «Компьютерные презентации»
Презентация на сайте "Электронное приложение к учебнику"
Практическая часть урока
1). Решить задачи №2 46, № 249, № 252 в РТ.
2). Выполнение задание 5.1 (задания для практических работ к главе 5, стр. 214 - 217 учебника).
Практическая работа №14
"Создание анимации"
Задание 1. Создание анимации в OpenOffice.org Impress
1. Запустите программу OpenOffice.org Impress. Создайте пустую презентацию.
2. С помощью инструментов панели Рисование на одном слайде изобразите циферблат с двумя стрелками. Скопируйте циферблат со стрелками и сделайте еще 4 копии этого изображения (всего 5 изображений).
3. Внесите изменения в положение стрелок на слайдах, так чтобы на них последовательно отмечалось время: 12.00, 12.15, 12.30, 12.45 и 13.00.
4. Выделите все пять изображений и выполните команду Вставка – Анимированное изображение.
5. В появившемся окне Анимация щелкните кнопку Принять объекты по одному. Проследите за произошедшими изменениями. Поэкспериментируйте с другими доступными кнопками в окне Анимация.
6. Установите переключатель Растровый объект. Введите номер кадра в поле Номер картины и введите число секунд, в течение которых должен отображаться кадр в поле Длительность (можно оставить 00,00).
7. Повторите последний шаг для каждого кадра анимации.
8. В списке Число повторов укажите, сколько раз следует показать анимацию.
9. Нажмите кнопку Создать и закройте окно Анимация.
10. Удалите все лишние объекты со слайда презентации. Созданную анимацию вы можете масштабировать, копировать и вставлять не только в другие презентации, но и в документы, созданные в OpenOffice.org Writer.
11. Запустите презентацию в режиме По умолчанию при установленном флажке Разрешить анимацию.
12. Сохраните результат работы в личной папке под именем Часы.
Задание 2. Создание анимации на gifup.com
1. Откройте в графическом редакторе Paint файл Акробат.bmp.
2. Скопируйте и отразите имеющийся фрагмент, совместите две половинки и раскрасьте получившуюся фигурку акробата. Сохраните полученное изображение в личной папке файле a1.gif
3. Копируя, перемещая и удаляя отдельные части изображения, внесите изменения в фигурку акробата (например, изобразите акробата с опущенными вниз руками). Сохраните полученное изображение в личной папке файле a2.gif
4. Зайдите на сайт http://www.gifup.com/ и, следуя имеющимся там инструкциям, создайте анимацию за счёт многократного повторения двух кадров.
5. Сохраните результат работы в личной папке.
Задание 3. Создание анимации в MS GIF Animator
1. Создайте в графическом редакторе Paint рисунок и сохраните его в личной папке в файле с1.gif
2. Слегка преобразуйте рисунок (в нашем случае внесены изменения в цвет лучей) и сохраните его в личной папке в файле с2.gif
3. Запустите программу MS GIF Animator 5.
5 Это свободно распространяемая программа. Её можно найти в Интернете и скачать на свой компьютер.
4. Поочередно откройте созданные рисунки (кадры), используя инструменты открытия (Open) и вставки (Insert)
на панели инструментов.
5. Перейдите на вкладку Image. Установите время показа для каждого кадра. Если оно будет одинаковым для всех кадров, то можно воспользоваться кнопкой .
6. На вкладке Animation установите непрерывный показ анимации.
7. Запустите просмотр анимации.
8. Сохраните результат работы в личной папке под именем Солнышко.
Задание 4. Создание анимации в GIMP
1. Запустите редактор GIMP.
2. Создайте новое изображение размером 300 (ширина) и 100 (высота) px.
3. Возьмите инструмент Текст (А).
4. Установите размер шрифта в 70 px и установите цвет по своему усмотрению.
5. Щелкните по рабочей области и в открывшемся окне напишите слово Привет.
6.
7. Создайте пять копий слоя с текстом (Слой – Создать копию слоя) – всего должно получиться шесть слоев с текстом).
8. Переименуйте слои так как показано на рисунке (команда Изменить атрибуты слоя в контекстном меню слоя).
9. Удалите лишние буквы со слоев (то, что должно остаться, осталось в имени слоя). Для этого необходимо выбрать инструмент Текст, выделить нужный слой, щелкнуть по тексту на рабочей области, выделить буквы, подлежащие удалению и нажать клавишу Delete.
10. Чтобы убедиться, что на каждом слое находится только та часть слова, которая нужна, выключите отображение слоев (щелкните по глазу левее слоя). Потом поочередно включите их, начиная с нижнего.
11. Сохраните созданное базовое изображение в личной папке в файле с именем Привет.xcf.
12. Посмотрите анимацию – текст с поочередно появляющимися буквами (Фильтры → Анимация → Воспроизведение); в открывшемся диалоговом окне нажмите на Play.
13. Сохраните свою анимацию в личной папке. Для этого:
a) выполните команды Файл → Экспортировать;
b) дайте файлу имя Привет.gif;
c) нажмите кнопку Экспортировать;
d) в открывшемся диалоговом окне поставьте галочку на против пункта Сохранить как анимацию;
e) нажмите кнопку Экспорт.
14. Вернитесь к базовому изображению. Выделите слой П и примените к нему фильтр Альфа в логотип → Мел. Проделайте эту операцию для каждого слоя.
15. Просмотрите анимацию.
16. Сохраните анимацию в личной папке в файле Привет1.
17. Вернитесь к базовому изображению. Выделите слой П и примените к нему фильтр Альфа в логотип → Горячее свечение. Обратите внимание, что после применения этого фильтра образовались дополнительные слои. Объедините их вместе со слоем, к которому применялся фильтр (в контекстном меню слоя команда Объединить с предыдущим). Проделайте эти операции для каждого слоя.
18. Просмотрите анимацию.
19. Сохраните анимацию в личной папке в файле Привет2.
20. Самостоятельно поэкспериментируйте с другими фильтрами. Создайте анимацию со словом ИКТ.
21. Завершите работу с программой GIMP.
Задание 5. Разработка алгоритма и технологии создания анимации
1. Рассмотрите рисунок и продумайте алгоритм создания на его основе анимации.
2. Выберите один из инструментов для создания анимации и продумайте технологию её создания.
3. Создайте анимацию.
4. Сохраните результат работы в личной папке.
Теперь вы умеете:
• использовать различные инструменты для создания простых анимаций, представляющих собой последовательность кадров, сменяющихся многократно.
Практическая часть урока
Выполнение задание 5.2 (задания для практических работ к главе 5, стр. 217 учебника).
Практическая работа №15
"Создание видеофильма"
Задание 1. Песенка
1. Найдите в сети Интернет и скачайте в личную папку детскую новогоднюю песенку, длительность звучания которой не превышает 3-х минут (можно воспользоваться сайтом http://deti-online.com/pesni/).
2. Прослушайте аудиозапись и подумайте, каким видеорядом можно проиллюстрировать эту песенку.
3. В своей личной папке создайте вложенную папку ПЕСЕНКА.
4. Найдите в сети Интернет графические изображения, соответствующие содержанию выбранной вами песенки. Сохраните не менее 10 изображений в папкеПЕСЕНКА.
5. Запустите программу Windows Movie Maker. Ознакомьтесь с интерфейсом программы. Найдите основные элементы окна программы: строку меню; панель инструментов; область операций с фильами; область расположения материала; окно просмотра, раскадровку / шкалу времени. Выясните, как осуществляется переключение между раскадровкой и шкалою времени.
6. В окне Операции с фильмами выберите пункт Импорт изображений. Найдите папку ПЕСЕНКА, откройте ее, выделите содержащиеся в ней графические файлы и нажмите кнопку Импорт. Картинки появятся в центральной части окна.
7. Расположите картинки в нужной последовательности перетаскивая каждую из них в нижнюю часть экрана в окно раскадровки.
8. Добавьте видеоэффекты для кадров (картинок). Для этого включите Просмотр видеоэффектов. Просмотрите видеоэффекты и выберите любой понравившейся. Перетащите его в левый нижний угол первого кадра; соответствующая область помечена знаком . Просмотрите эффект в плеере (окно просмотра). Выберите и примените эффекты ко всем оставшимся кадрам видеофильма.
9. Установите эффекты переходов между кадрами. Для этого включите Просмотр видео переходов. Просмотрите видеопереходы, и выберите любой понравившейся. Понравившийся видеопереход перетащите на раскадровку между двумя соседними кадрами. Установите видеопереходы для всех оставшихся кадров фильма.
10. Просмотрите результат монтажа в плеере. При необходимости внесите изменения в последовательность кадров, видеоэффекты для кадров и видеопереходы между кадрами.
11. Добавьте титульный кадр фильма. Для этого:
a) в окне Операции с фильмами выберите пункт Создание названий и титров;
b) выберите пункт Добавить название в начале фильма;
c) введите название фильма (поэкспериментируйте, изменяя анимацию текста, его шрифт и цвет; просматривайте предварительный результат в окне плеера);
d) примените выбранные свойства, щелкнув по кнопке Готово, добавить название в фильм.
12. Создайте титры в конце фильма.
13. Переключитесь с раскадровки на шкалу времени (кнопка Отображение шкалы времени).
14. Добавьте звуковое сопровождение к фильму. Для этого:
a) в окне Операции с фильмами выберите пункт Импорт звука или музыки:
b) импортируйте ранее сохраненный файл с новогодней песенкой;
c) перетащите звуковой файл на на полосу Звук или музыка.
15. Если звуковой файл оказался длиннее фильма, обрежьте лишнее. Для этого: подведите указатель мыши к крайнему правому положению звуковой ленты и переместите его до нужного места (указатель принимает вид двойной красной стрелки).
16. Вернитесь в режим Отображение раскадровки и просматриваем результат в Окне показа.
17. Сохраните результаты своей работы в личной папке:
a) сохраните проект фильма (Файл → Сохранить проект), чтобы у вас всегда была возможность вернуться к нему и что-то изменить, отредактировать;
b) сохраните файл фильма (Файл → Сохранить файл фильма) под названием Песенка.
18. Завершите работу с программой.
Задание 2. Поздравление
Подберите материал для поздравительного видеоролика «8 Марта».
Создайте видеоролик.
Теперь вы умеете:
• создавать простые видеофильмы.