Урок 3. Информационные процессы. Сбор информации. Обработка информации. Поиск информации
Информационные процессы
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обработка информации
Ключевые слова:
• информационные процессы • информационная деятельность • сбор информации • обработка информации • хранение информации, носитель информации • передача информации, источник, канал связи, приёмник
1.2.1. Понятие информационного процесса
Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию. Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем мы телеграмму, пишем SMS - сообщение или разговариваем по телефону — мы передаём и получаем информацию.
Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Рассмотрим информационные процессы более подробно.
1.2.2. Сбор информации
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется и какие книги у него уже есть.
Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.
Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.
Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.
1.2.3. Обработка информации
Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно бблыпие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.
Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка на иностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.
Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Можно выделить два типа обработки информации:
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.
К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и. др.
Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лева, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался физики;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Решение. Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице.
Ниже представлена таблица,в которой отражена информация о победителях олимпиад, содержащаяся в условии задачи. Например, из п. 1 можно сделать вывод, что ни Аня, ни Саша не являются победителями олимпиады по информатике. Это отражено в таблице знаками «—» в ячейках на пересечении строк и столбцов с соответствующими именами школьников и названиями олимпиад.
Имеющейся в таблице информации достаточно, чтобы сделать вывод о том, что победителем олимпиады по информатике стал Миша. Отметим это знаком «+» в соответствующей ячейке. Так как каждый из ребят стал победителем одной олимпиады, то Миша не может быть победителем олимпиад по физике, математике, литературе и географии. Отразим это знаками «-» в соответствующих ячейках. Продолжив рассуждения, получим:
Ответ: Аня — победитель олимпиады по математике, Саша — по географии, Лена — по физике, Вася — по литературе, Миша — по информатике.
Ко второму типу обработки информации можно отнести:
• структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
• кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информаций;
• отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.
Большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем являетсяграф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором — рёбрами.
Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Граф, содержащий информацию о типах обработки информации
Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений — десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют на основании результатов измерений построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.
На уроках информатики вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.
Электронное приложение к учебнику
Презентация «Информационные процессы»
Презентация «Информационные процессы» (Open Document Format)
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- анимация «Виды информационных процессов» (N 118499)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ece9b5e-99ef-4ea9-b216-cf078f8222d7/? - анимация «Информационные процессы для человека и компьютера» (N 134831)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0cdb4e76-e6ce-431e-9da0-fa403ec0fc6e/? - анимация «Создание информации» (N 135069)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be204e46-19fe-41e2-9b64-58d2c0fd2ab8/? - анимация «Обработка информации» (N 119294)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fdad302d-d571-495b-92c7-5cdc1449e981/? - анимация «Хранение информации. Память» (N 135156)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f-4c2c-8ae2-2155adee914c/? - анимация «Информация и ее носитель» (N 134874)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/? - анимация «Документы» (N 134981)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4988fcaa-5067-44a9-bf95-61faf0e2905a/? - анимация «История средств хранения информации» (N 125863)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88de9ada-a007-4be7-8092-b4bc020f7537/? - анимация «Потеря информации» (N 135081)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c224521b-3d0c-406b-936f-f6841509bc3a/? - анимация «Источник и приемник информации» (N 135155)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/? - анимация «Помехи при передаче информации» (N 134850)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/? - анимация «Информация в человеческом обществе – новостная информация» (N 134836)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/? - анимация «Информация в человеческом обществе» (N 135083)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/? - анимация «Информация в технике» (N 134950)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/? - анимация «Информация в живой природе» (N 134839)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/? - анимация «Информация в неживой природе» (N 135142)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/? - тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8» (N 134927)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/40e5b556-ea63-4b27-9bc1-6aaba724c9a2/?
Презентация «Информационные процессы»
Презентация на сайте "Электронное приложение к учебнику"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1) анимация «Виды информационных процессов» (N 118499);
http://sc.edu.ru/catalog/res/4ece9b5e-99ef-4ea9-b216-cf078f8222d7/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
2) анимация «Информационные процессы для человека и компьютера» (N 134831);
http://sc.edu.ru/catalog/res/0cdb4e76-e6ce-431e-9da0-fa403ec0fc6e/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
3) анимация «Создание информации» (N 135069);
http://sc.edu.ru/catalog/res/be204e46-19fe-41e2-9b64-58d2c0fd2ab8/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
4) анимация «Обработка информации» (N 119294).
http://sc.edu.ru/catalog/res/fdad302d-d571-495b-92c7-5cdc1449e981/? - Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
Практическая часть урока
Сбор информации о своей школе (год основания, страницы истории, количество учеников, информация о выпускниках школы, о достижениях учеников школы и т.д.)
Для выполнения задания используйте официальный сайт Горловского лицея № 88 "Мечта"